Транснациональный капитал и национальные государства

Если с помощью жесткого финансового кон­троля государство могло регулировать нацио­нальный валютный рынок, то в условиях либерализации финансовых рынков и смягчения валют­ного контроля транснациональный капитал получил возможность при желании обрушить финансовые рынки практически любого госу­дарства. В 90-е годы мы имеем совершенно но­вую историческую ситуацию, когда государства уже не обладают достаточной мощью для крупномасштабных финансовых интервенций, противодействующих движениям спекулятивно­го транснационального капитала. Например, Дж. Сорос, объявив в 1992 г., что датская марка упадет в цене, сделал ставку на 10 млрд. долл. и получил 2 млрд. долл. за две недели.

Летом 1997 г. базельский Банк международ­ных расчетов опубликовал ежегодный отчет, где предупреждал о реальной угрозе банковской сис­теме, ее постепенном выходе за пределы дейст­венного контроля[11]. Как известно, мировой фи­нансовый кризис не заставил себя ждать. Финан­совые магнаты, владевшие огромными пакетами акций, обрушили в октябре 1997 г. даже нью-йоркский фондовый рынок, чтобы потом скупить эти акции по гораздо более дешевым ценам.

Колоссальный разрыв между реальным и фик­тивным капиталом не дает возможности прави­тельствам национальных государств осуществ­лять капитальные вложения, что приводит к сни­жению производства и заставляет искать новых заемных средств для покрытия государственных расходов. Большинство государств уже попало в безвыходную долговую яму, во многом органи­зованную транснациональным капиталом. Госу­дарственный долг стран ОЭСР вырос с 40% ВВП в 1978 г. до 70 в 1994 г. Долги развивающихся стран достигли 1.5 трлн. долл. и перешли в разряд вечных. Даже у более или менее благополучного Чили они составляют сейчас 19 млрд. долл. (поло­вина ВВП). Большая часть этих долгов, по-ЯЬди-мому, никогда не будет выплачена. Но для заем­щиков из развитых стран это в конце концов не столь уж важно. Ведь известно, что более 20% от займов сразу же непосредственно возвращаются к кредиторам - в виде компенсаций за услуги, зар­плат западным специалистам и пр.

Совокупные валютные резервы ТНК сейчас в несколько раз больше, чем резервы всех Цент­ральных банков вместе взятых. По мнению фран­цузского экономиста П. Вельтса, "перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секто­ре, вполне способно изменить паритет любых двух национальных валют. Часто ТНК рассмат­ривают обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника получения при­былей". В этом случае ТНК работают по той же схеме, что и индивидуальные спекулянты, только более согласованно и мощно. Анализируя совре­менное состояние мировой экономики, П. Вельтс делает вывод, что "итогом глобальных стратегий в конечном счете становится формирование ин­тегрированной международной торгово-финансовой системы, по сравнению с которой нацио­нальные государства выступают как второсте­пенные величины"[12].

С начала 80-х годов наблюдается все более яв­ственный переход от регулируемой государства­ми экономической системы, заложенной Бреттон-вудскими соглашениями 1944 г., к системе, управляемой рынками капиталов, в которых главенствуют ТНК и ТНБ. По нашему мнению, неудачи, которые последовательно потерпели неокейнсианцы в начале 80-х годов и монетаристы в начале 90-х, во многом объясняются недо­учетом совершенно нового фактора мировой экономики, которым является самостоятельный и самодеятельный транснациональный капитал, своей мощью сводящий на нет попытки регули­рования внутренних финансовых рынков. Влия­ние этого фактора еще не изучено экономичес­кой наукой. Р. Буало, один из авторов теории ре­гуляции, считает, что сейчас установился чрезвычайно "запутанный мировой порядок", и пока нет "нового Кейнса" для его научного ос­мысления.

Может быть, это и верно. Сегодня можно лишь с уверенностью констатировать, что на рав­ных с национальными государствами, в мировой экономике действуют и другие актеры: играю­щие главную роль ТНК и ТНБ; международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ, ВТО, "Большая семерка С-7"); око­ло 60 региональных организаций и блоков (ЕЭС, НАФТА и др.); неправительственные организа­ции (движение "зеленых", "врачи без границ" и др.); крупные города (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Москва и др.); отдельные индивиды (ученые, артисты, бизнесмены типа Дж Сороса и Б. Гейтса). Новые реалии уже осознаются ми­ровой общественностью. Так, в заявлении 27-й конференции американского Фонда Стэнли ска­зано: "Изменения (в мире) столь велики, что, по мнению участников, даже историческая основа мирового политического порядка - концепция су­веренного государства - серьезно поколеблена".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.