Методы расчета и анализа индексов цен.
IpЛ = 1,68; IqЛ = 1,06;
sip = 3,613/47=0,277; siq = 22,009/47=0,684;
Vip = 0,277/1,68=0,165; Viq = 0,684/1,06=0,646;
rpq =-0,903; IpП / IpЛ =0,9.
Разница в значениях индексов в основном определяется взаимным влиянием изменений цен и количества, в значительной степени - вариацией количественных изменений и незначительно - вариацией цен.
Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.
Формула Эджворта - Маршалла:
pi1((q1+q0)/2)
IЭ-М= ( 14 )
pi0((q1+q0)/2)
Формула ( 14 ) улавливает сдвиги в структуре покупок, но при вязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов, как и расчет по формуле Пааше.
Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:
IФ = IpП * IpЛ ( 15 )
который оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.
Разновидностью розничных цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. Они образуются на базе розничных или оптовых цен на продукты, покупаемые предприятиями массового питания с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль. Непосредственная регистрация цен продукции массового питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp). Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса норм наценок (т. е. процента наценки к цене продукта) и индекса изменения самих цен:
n1p1q1 n1p1q1 n0p1q1
= * ( 16 )
n0p0q1 n0p1q1 n0p0q1
где n - норма наценки товара;
k - число i - x разновидностей товаров.
Так как расход продуктов в производстве продукции массового питания учитывается в стоимостных единицах, то для расчета используется формула среднего гармонического индекса:
n1p1q1
Inp = ( 17 )
(1/inp)n1p1q1
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6