Проблемы и ограничения государственного вмешательства.

В условиях трансформационного движения общества к рыночной экономике государство при­звано решить прежде всего следующие три главные задачи:

1) сохранить наличный потенциал производительных сил;

2) сформировать рыночную инфраструктуру и рыночную среду;

3) умень­шить социальную цену реформирования.

Решение этих задач, равно как и задачи налаживания новых федеративных экономических отношений, требует усиления эко­номической роли государства, реализуемой, правда, в ряде новых функций (а значит, и посред­ством другого хозяйственного механизма и на иной законодательной основе). В рыночных обсто­ятельствах экономика и общество в целом нуждаются в таких госфункциях, как организующе-созидательная, бюджетно-налоговая, распределительно-регулирующая, социально-защитная, кон­трольная, правоохранительная, обеспечения государственной безопасности и национальной обо­роны. Кроме того, в преобразованном виде сохраняются функции государства в качестве эффек­тивного собственника и управляющего субъекта — при тех, разумеется, ограничениях, которые вытекают из конкуренции, существования негосударственных форм собственности и гражданс­ких правоотношений.

Упразднение системы централизованного планового управления, в частности, ликвидация мно­гих производственных министерств и ведомств, вовсе не освобождает государство от необходи­мости решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и пере­распределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и макропрог­нозирование, в том числе с помощью инструментов индикативного, т.е. недирективного характера, планирования[7].

Что касается главных «микро-» и «мезоуровневых» объектов внимания государства, то ими на этапе создания предпосылок для перехода к экономическому подъему должны, как я думаю, послужить не только и не столько реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сколько ре­формирование и реструктурирование предприятий, нацеленные на капитализацию экономики, т.е. на восстановление и обеспечение расширенного воспроизводства как крупного негосударствен­ного (корпоративного, частного, смешанного), так и государственного капитала при их оптималь­ном соотношении, отвечающем историческим особенностям национальной российской промыш­ленности и традициям российского государства (всегда развивавшего «казенный» сектор в каче­стве опоры частного капитала и предпринимательства, создававшего соответствующую произ­водственную инфраструктуру, трансконтинентальные средства транспорта и связи, мощную сис­тему государственных заказов). Я думаю, что для полного успеха рыночных реформ эконо­мика России в целом должна оставаться смешанной с сохранением значительного по объему и дееспособного госсектора. Можно надеяться, что прошедшая поспешная приватизация многих объектов производственной сферы с насильственным раздроблением вертикальных структур сме­нится в постприватизационный период частичным огосударствлением капитала и появлением мощ­ных государственно-частных корпоративных образований, в том числе финансово-промышлен­ных групп, что соответствовало бы технико-тех­нологическим задачам модернизации народного хозяйства и целям экономического роста[8].

[1] Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО № 11, 1992 г., С. 131.

[2] Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N.Y. 1987, P. 422.

[3] Economic Report of the President, Wash., 1989, P. 188.

[4] В. Варга «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, 1992г., № 11, С. 139.

[5] Реформы глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1996.

[6] Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. – №1.

[7] Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 1997. –№10.

[8] Соответствующие научные разработки и рекомендации представлены в публикациях: Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал. – 1997. – №1; Шупыро В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., 1997., С. 234 – 235.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.