Об участии государства в субъектах экономической деятельности

Предприятия "переходной" группы способны вы­полнять одновременно две функции — средства накоп­ления для бюджетов всех уровней и некоего "демпфе­ра" при резкой смене экономической ситуации, что фактически соответствует назначению госрезерва, изло­женному в статье 3 Закона РФ от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве". Последнее ка­чество может быть реализовано наиболее эффективно, если включить в договор аренды или в договор ГУП с представителем органа государственной власти или мес­тного самоуправления требование обязательного пред­ложения фиксированного перечня услуг или товаров на определенной территории или группе потребителей, объе­диненных по какому-либо признаку, в объеме и по цене, изменение которых с момента заключения договора не должно превышать оговоренных в договоре темпов.

В соответствии с действующим законодательством, в качестве арендной платы допускается улучшение имущества, переданного в аренду. Это же требование можно предусмотреть и в отношении имущества, пе­редаваемого на праве хозяйственного ведения. Тогда госрезерв, представленный в виде имущества предпри­ятий "переходной" группы, не только будет освобож­ден от затрат на его хранение, но и будет увеличивать­ся. Этот прирост можно сравнить с доходностью по ценным бумагам, которые, при сопоставимых уров­нях рисков, не дают тех рычагов влияния на экономи­ку, которые предоставляют предприятия "переходной" группы. Признание госимущества, передаваемого на правах аренды или хозяйственного ведения, в качестве средства накопления, требует его оценки и с точки зрения ликвидности. По этому параметру предприятия "переходной" группы наиболее близки к корпоратив­ным ценным бумагам. Действительно, рыночная сто­имость и тех, и других в любой момент времени опре­деляется доходностью и перспективами коммерческо­го использования соответствующих предприятий. Реализация имущества госпредприятий может произво­диться как по частям, так и в составе единого имуще­ственно-земельного комплекса, что аналогично реа­лизации разрозненных акций и контрольного пакета соответственно. Таким образом, можно говорить о том, что корпоративные ценные бумаги и имущество пред­приятий характеризуются соизмеримыми уровнями ликвидности и имущество вполне может заменять цен­ные бумаги в качестве средства накопления.

Рассмотрение вопроса об участии государства в хо­зяйствующих субъектах будет неполным без обсужде­ния возможных путей перехода от существующей струк­туры собственности в хозяйствующих субъектах к пред­лагаемой. В этой связи перед государством возникают две проблемы:

- продажа акций и имущества предприятий, находя­щихся в государственной собственности, которые не пред­полагается преобразовывать в казенные и не представляют интереса для включения в "переходную" группу;

- приобретение в госсобственность акций и иму­щества предприятий, находящихся в частной собствен­ности, которые целесообразно преобразовать в казен­ные или включить в "переходную" группу.

Продажа акций и имущества предприятий, принад­лежащих государству, вряд ли вызовет много вопросов. Процедура приватизации активно применяется и со­вершенствуется на протяжении уже нескольких лет. Основным правовым документом, регламентирующим ее проведение, является Закон РФ от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об ос­новах приватизации муниципального имущества в Рос­сийской Федерации". Продажа государственной соб­ственности, в том числе пакетов акций, не подпадаю­щая под действие этого закона, осуществляется в со­ответствии с Гражданским кодексом РФ и другими правовыми актами на общих основаниях.

Существенно более проблематичным представля­ется приобретение государством находящихся в част­ной собственности акций и имущества тех предприя­тий, которые предполагается преобразовать в казен­ные либо включить в "переходную" группу. В условиях острого дефицита государственных средств, этот воп­рос требует особого внимания. Если переход имуще­ства из государственной собственности в частную мо­жет происходить только на добровольной основе, то обратный процесс, в соответствии с действующим за­конодательством, может носить как добровольный, так и принудительный характер по отношению к час­тному собственнику. Так в ст. 235 ГК содержится поло­жение о том, что "обращение в государственную соб­ственность имущества, находящегося в собственнос­ти граждан и юридических лиц (национализация), про­изводится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в поряд­ке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса", в которой отмечается, что возмещение производится за счет государства. В то же время, ст. 35 Конституции РФ гласит, что "принудительное отчуждение имуще­ства для государственных нужд может быть произведе­но только при условии предварительного и равноцен­ного возмещения". Закон РФ от 4 июля 1991 г. "Об ино­странных инвестициях в РСФСР" и Конвенция от 28 марта 1997 г. "О защите прав инвестора" допускают на­ционализацию инвестиций лишь в исключительных случаях и предусматривают обязательную и адекват­ную компенсацию. Таким образом, процесс преобра­зования структуры собственности в значительной сте­пени зависит от изыскания резервов повышения пла­тежеспособности государства. При этом денежная эмис­сия, являясь одним из основных инфляционных фак­торов, не может быть использована в необходимых для снятия проблемы масштабах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.