Инфляция

Сама методика расчета также играет важную роль. Для примера рассмотрим методику расчета ИЦП, которая верна с математической точки зрения и рекомендуется для расчетов ИЦП, но дает несколько иной результат, чем в предыдущем случае. Исходной формулой является следующая:

ИПЦ = цена пищи 1992 \ цена пищи 1982 х 100 х доля пищи +

Цена одежды 1992 \ цена одежды 1982 х 100 х доля одежды +

Цена жилья 1992 \ цена жилья х 100 х доля жилья.

Определив долю каждой группы в потребительской корзине и подставив цены, мы получим:

ИПЦ = 5\2 х 100 х 0.46 + 10\5 х 100 х 0.35 + 20\10 х 0.18 = 116.25 + 69.80 + 37.20 = 223.25

Статистическая точность требует единой базы при расчете индексов, и в связи с этим индекс потребительских цен опирается на единую базу – объем производства базового года в первом случае или единые доли отдельных товаров в потребительской корзине во втором случае. В связи с этим индекс потребительских цен не отражает того, как изменение цены влияет на изменение доли потребления того или иного товара. Кроме того, индекс цен не в состоянии оценить какую долю в повышении цен занимают качественные улучшения товара. Например, автомобиль образца 1950 г. и автомобиль 1992 г. существенно отличаются качественными характеристиками. ИПЦ отличается от дефлятора ВНП тем, что дефлятор ВНП оценивает стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор ВНП связан с товарами и услугами, которые образую ВНП, а ИПЦ – только лишь с теми товарами и услугами, которые входят в потребительскую корзину.

2.

ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция измеряется с помощью индекса цен.

Например, в 1987 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113.6, а в 1988 г. – 118.3. Уровень инфляции для 1988 г. вычисляется следующим образом:

Темп инфляции = 118,3 113,6 х 100 + 4,1%

118,3

Так называемое «правило величины 70» позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Приблизительное количество лет,

необходимых для удвоения темпов = 70 .

инфляции темп ежегодного увеличения

уровня цен (%)

3.

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Экономисты различаю два типа инфляции.

3.1

Инфляция спроса

. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный, реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

При постоянном уровне цен номинальный и реальный ВНП увеличиваются в одинаковой степени. Но при преждевременной инфляции номинальный ВНП необходимо «дефлировать», чтобы определить изменения объема продукции в физическом выражении. При «чистой» инфляции номинальный ВНП возрастет, причем иногда быстрыми темпами, а реальный ВНП остается неизменным.

3.2

Инфляция, вызванная ростом издержек производства, или уменьшение совокупного предложения

.

Инфляция может также возникнуть в результате изменений издержек и предложения на рынке. В последние годы было несколько периодов, когда уровень цен взрос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. Были периоды, когда и объем продукции, и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшались при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек,

объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции

. Издержки на единицу продукции – это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции то есть:

Издержки на единицу = общие затраты

продукции кол-во единиц продукции

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как эта происходит при инфляции спроса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.