Максимизация общей полезности

Закон убывающей предельной полезности объясняет закон спроса, но он содержит в себе «слабое место» - предполагает, что потребители как-то могут подсчитать «полезность», которую они получают при потреблении различных товаров и услуг. Поскольку этого сделать невозможно, был найден другой метод определения поведения потребителя – кривые безразличия.

Этот подход (метод) не требует, чтобы потребитель оценивал полезность каждой отдельной единицы потребления. Он

Рис. 7. Выгода покупателя

;••„' Потребитель готов купить 6 еди-

-•; виц продукции и заплатить 5 дол. за _ каждую единицу. Но если бы на рынке была лишь одна единица, то

- он готов был бы заплатить 10 дол., за две — 9, за три — 8 дол. и т. д.

: При покупке 6 единиц образуется

,: разность между тем, что каждая еди­ница стоит (значит) для потребито-

;' ля, и тем, что он реально за нее за­платил. Складывая эти разности, по-

', лучн-м 5+4+3+2+1=15 дол. сово-

- хупной выгоды потребителя.

Рис. 8. Кривая безразличия

Потребитель безразличен к выбору

между товарными наборами вдоль кривой и. Наборы а, Ь, с, с) достав­ляют ему одинаковое удовлетворение.

Наклон кривой безразличия в каж­дой точке показывает предельную норму ламсщения — как

много то­вара В потребитель готов пожерт­вовать для получения единицы то­вара А.

лишь должен «ранжировать» товар в зависимости от своего предпочтения, т. е. решить, какое количество и каких товаров он хочет потребить. Если потребителю все равно, какую комби­нацию товаров предпочесть, то тогда он находится в положении безразличия. Графическим изображением этого является кривая безразличия. Ее название объясняется тем, что в каждой точке имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потре­бителю. Кривая безразличия есть график всех альтернативных комбинаций двух товаров, доставляющих одинаковое удовлет­ворение и к выбору из которых потребитель индифферентен. Кривая имеет снижающийся наклон, означающий, что чем боль­ше одного товара входит в набор, тем меньше •количество дру­гого. Иными словами, единственный способ для потребителя сохранить общее удовлетворение при снижении потребления товара — увеличить потребление другого (рис. 8).

Кривая безразличия показывает, что норма замещения одно­го товара другим, т. е. готовность потребителя заменить потреб­ление одного товара другим, неодинакова в .разных точках кри-

вой (т. е. при различных наборах) и имеет тенденцию умень­шаться. Чем больше товара А потребляет потребитель по отно­шению к товару В. тем от меньшего количества товара В он го­тов отказаться .в пользу А. Если по каким-то причинам потреби­тель может увеличить в наборе количество товаров Л и В, то общий уровень его удовлетворения повышается (кривая безраз­личия 'сдвигается вправо).

Совокупность кривых безразличия образует карту 'кривых безразличия. Чем выше кривая безразличия, тем выше благосо­стояние потребителя (рис. 9). В какой точке карты безразличия находится потребитель, зависит от относительных цен и его до­хода. С точки удовлетворения потребности потребителю без­различно, какой набор (вдоль .кривой безразличия) он получит. Однако каждый предмет в наборе имеет разную цену. А по­скольку бюджет потребителя ограничен, то и его выбор получает ограничения. Существует ряд возможных комбинаций двух това­ров, которые потребитель способен оплатить из имеющегося в его распоряжении бюджета. График этих возможностей обра­зует бюджетную линию (ряс. 10).

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10

 

Стоимость денег

showОценивая стоимость денег, невольно возникает вопрос: “Что придает 20-долларовой банкноте или 100-долларовому чековому счету именно эту стоимость?

Денежная система

show Важнейшими элементами денежной системы являются: национальная денежная единица, масштаб цен, система эмиссии денег, формы денег, валютный паритет...

Виды налогов

showВся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Валютный рынок

showВалютный рынок играет значительную роль в обеспечении взаимоействия различных составляющих мировых финансовых рынков.